Главная / Актуально / Обсуждение итогов проверок с бизнесом и гражданами сделает госконтроль прозрачным и понятным

Обсуждение итогов проверок с бизнесом и гражданами сделает госконтроль прозрачным и понятным

Переход от репрессивной системы контроля и надзора к партнёрским отношениям между инспектором и проверяемым, а также акцент на предотвращение ущерба жизни и здоровью граждан при одновременном снижении нагрузки на бизнес — главные принципы реформы контрольно-надзорной деятельности, которая проводится под эгидой Открытого правительства. Лидером по внедрению новых принципов госконтроля в своей деятельности стало МЧС: количество проверок, которые проводит ведомство, год от года сокращается. Уровень ущерба, число пострадавших и погибших при чрезвычайных ситуациях также падает. Итоги надзорной деятельности МЧС за 2016 год и первый квартал текущего года обсудили 20 апреля на Всероссийском форуме Открытого правительства, МЧС и внутрипартийной платформы по поддержке предпринимательства партии «Единая Россия», посвящённом ходу реформы контрольно-надзорной деятельности.

В мероприятии приняли участие куратор реформы министр РФ Михаил Абызов, глава МЧС Владимир Пучков, представители предпринимательского сообщества, общественных организаций, средств массовой информации. Был также организован видеомост с территориальными подразделениями министерства.

Проведение публичных ежеквартальных балансовых мероприятий, на которых контрольно-надзорные органы отчитываются перед предпринимателями и общественностью об итогах проведённых ими проверок, предусмотрено приоритетной программой «Реформа контрольной и надзорной деятельности», которая реализуется на площадке Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Очень важно, чтобы предприниматели учились не только на своих ошибках, проходя через процедуру проверок, где выявляются определённые отклонения или нарушения. Нужно предоставить им возможность учиться на ошибках других. Сегодняшнее мероприятие является системным по линии профилактики нарушений, когда наиболее типовые из них представляются в систематизированном виде всем без исключения предпринимателям. В рамках этой работы мы повышаем открытость государственного контроля и надзора: требования становятся более прозрачными и переводятся на язык, понятный для простого предпринимателя и гражданина», — отметил Михаил Абызов.

Для предпринимательской платформы «Единой России» реформа контрольно-надзорной деятельности — это один из приоритетов, сказал, в свою очередь, заместитель секретаря генерального совета партии Евгений Ревенко. Он напомнил, что председатель партии, Премьер-министр Дмитрий Медведев, отчитываясь о работе Правительства в Госдуме, обратил особое внимание на роль малого и среднего бизнеса в развитии российской экономики. Задача по снижению административного давления на бизнес вошла и в программу партии «Единая Россия», указал Евгений Ревенко.

Глава МЧС Владимир Пучков, в свою очередь, назвал публичное обсуждение правоприменительной практики министерства знаковым событием.

Наша совместная работа с Открытым правительством, внутрипартийной платформой по защите предпринимательской инициативы "Единой России", органами государственной власти всех уровней, общественными объединениями позволит создать комфортные условия для развития бизнеса в стране», —уверен руководитель МЧС.

МЧС, по его словам, уделяет большое внимание внедрению нового формата контрольно-надзорной деятельности. Все проверки с 2017 года осуществляются только на объектах с высокой и значительной степенью риска: это объекты соцсферы, здравоохранения, образования, опасные объекты. За 2016 год общее количество проверок, проводимых МЧС,сократилось на треть, количество лиц, привлечённых к административной ответственности в виде штрафа,снизилось в 2 раза, а доля наказаний в виде предупреждения, напротив, увеличилась на 44%. Количество запланированных на 2017 год проверок снижено на 35%. При этом в 2016 году количество техногенных пожаров и ущерб от них, по словам Владимира Пучкова,снизились, сократилось число чрезвычайных ситуаций, была улучшена работа объектов социальной инфраструктуры. Министерство ведёт активную работу по пересмотру и актуализации обязательных требований: на первом этапе объём требований уже удалось сократить в десятки раз, эта работа будет продолжена на площадке Открытого правительства, указал глава МЧС.

Министерство реализует и такие направления реформы госконтроля, как внедрение эффективных механизмов кадровой политики, профилактика коррупционных проявлений, автоматизация контрольно-надзорной деятельности.

Предприниматели однозначно приветствуют внедрение риск-ориентированного подхода и акцент на профилактикенарушений, переход к принципу «проверка как подарок», отметил председатель попечительского совета «Опоры России» Сергей Борисов. Он подтвердил, что, по данным организации, сокращается не только число плановых проверок МЧС, но и внеплановых — на 44% в 2016 году.

Поставленная Президентом задача по реформе контрольно-надзорной деятельности предполагает не косметическуюработу по совершенствованию госконтроля, а фундаментальные преобразования в этой сфере, подчеркнул Михаил Абызов. Решить эту задачу невозможно без открытого, публичного диалога между проверяющими и проверяемыми, где стороны слышат друг друга, учитывают позиции друг друга и вырабатывают совместные решения, подчеркнул министр. Главной функцией госконтроля, по его словам, остаётся повышение безопасности государства и граждан. И МЧС эту функцию успешно выполняет.

Мы с вами должны понимать, что снижение количества проверочных мероприятий, как плановых, так и внеплановых, является только одним из элементов. Главное, за что мы несём ответственность, развивая государственную систему контроля и надзора, — снижение вреда для жизни и здоровья граждан, экономического ущерба по реализуемому риску. В этом направлении совместно с МЧС мы работаем уже второй год, реализуя "дорожную карту" по совершенствованию контроля и надзора. Обращаясь к руководителям региональных подразделений, хочу сказать, что та работа, которую вы совместно с федеральным министерством проводили на протяжении последних двух лет, стала примером для изменений в других сферах государственного контроля», — отметил Михаил Абызов.

Министр подчеркнул, что партнёрский формат не означаетвсепрощение, речь идёт о взаимодействии для совместного решения проблем. Он напомнил, что одним из ключевых показателей реформы является сокращение к 2024 годуколичества смертельных случаев по контролируемым рискам в 2 раза, до уровня лучших показателей стран ОЭСР. Снижение числа проверок — не самоцель, подчеркнул Михаил Абызов. Основная задача — высвободить ресурс, который, возможно, нерационально тратится на сегодняшний день на сплошные проверки, с тем чтобы с помощью этого ресурса реализовать задачи по профилактике и предотвращению вреда. Сейчас, по его словам, в России реализуется 190 видов контроля и надзора,ежегодно 44 надзорных органа проводят около 3 млн контрольно-надзорных мероприятий. При этом лишь 5–10% поднадзорных субъектов охвачены ежегодными проверочными мероприятиями. Для того чтобы сконцентрировать контроль на наиболее опасных объектах, и нужен риск-ориентированный подход, пояснил Михаил Абызов.

В текущем году предстоит решить две главные задачи, указал министр. Первая — это переход на новую системуоценки результативности и эффективности, которая будет исходить из фактической статистики причинённого вреда. Вторая — переход на новые технологии и бесконтактное взаимодействие проверяемого и проверяющего. Также предстоит продолжить работу по пересмотру обязательных требований, ключевые из них будут включены в чек-листы, которые инспекторы будут использовать при проверках.

В рамках форума директор Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС Сергей Кададов рассказал о наиболее частых вопросах, которые предприниматели направляют в министерство, а также о наиболее массовых нарушениях, которые выявляются в ходе проверок. Так, поднадзорные субъекты часто спрашивают, что делать, если малый бизнес попал в план проверок, несмотря на «надзорные каникулы»; какими должны быть требования к пожарной безопасности построек 19–20 века; как учитывается независимая оценка риска при планировании проверок; кто несёт ответственность за пожарную безопасность в помещении; является ли анонимное обращение основанием для проведения внеплановой проверки. Участники обсуждения получили все необходимые разъяснения.

Среди наиболее часто выявляемых нарушений —неправильная планировка помещений, а такженеисправность или отсутствие системы противопожарной защиты.

Работа Экспертного совета при Правительстве и МЧС носит конструктивный характер, отметил член совета Александр Брагин. Министерство заканчивает разработку критериев разделения объектов на категории риска. Он также отметил, что на сайте министерства есть специальный раздел, посвящённый контрольно-надзорной деятельности.

Руководитель общественного совета при МЧС Павел Гусев, в свою очередь, предложил подключать гражданское общество — региональные общественные палаты и общественные советы соответствующих структур к обсуждению вопросов госконтроля. В этой работе, по его мнению, должны участвовать также региональныежурналисты, интернет-СМИ и блогеры, которые могут донести до общества необходимую информацию.

Без вовлечения в эту работу и медийного сообщества, и всех инструментов гражданского госконтроля мы эту работу не выполним. Наш надзор не будет понятным, прозрачным и эффективным. Люди должны знать, каким образом мы за счёт средств налогоплательщиков организуем работу по защите их жизни и здоровья. Мы и впредь на всех наших балансовых комиссиях будем привлекать такой круг заинтересованных людей», —согласился Михаил Абызов.

Практика проведения публичных разборов правоприменительной практики контрольно-надзорных ведомств станет регулярной. До конца апреля такие балансовые совещания пройдут с участием Михаила Абызова и первых лиц федеральных министерств и ведомств в Красноярске, Казани и Ярославле. На них будут обсуждаться итоги проверок, проведённых, соответственно, Ространснадзором, Рострудом и Росприроднадзором.