Главная / Общество / Уровень конкуренции на российском рынке продолжает падать

Уровень конкуренции на российском рынке продолжает падать

Уровень конкуренции на российском рынке продолжает падать год от года, свидетельствуют данные доклада аналитического центра при правительстве (АЦ). Доля бизнесменов, сталкивающихся с серьезной конкуренцией в своей отрасли, сократилась за год с 51% до 48%. Одновременно резко выросло недовольство бизнеса властями: инициативы чиновников мешают 40% предпринимателей против 33% годом ранее.

В АЦ отмечают, что снижение конкуренции продолжается третий год подряд. Если в 2015 году 53% предпринимателей оценивали ее в своей отрасли как высокую или очень высокую, то в 2016 году их доля сократилась до 51%, а в 2017 — до 48%. Одновременно доля тех, кто не ощущает конкуренции или оценивает ее как незначительную, возросла с 21% в 2015 году до 25% в 2017-м. В пользу конкуренции для бизнеса твердо верят 36% респондентов, 21% в этом сомневается, а 38% говорят о неоднозначности влияния. В опросе участвовали 1,1 тыс. респондентов, 83% — представители микропредприятий.

Высок уровень конкуренции в производстве стройматериалов, IT-сфере, пищевой и текстильной промышленности и транспортном машиностроении. Ниже всего она в электроэнергетике, газовой сфере и водоснабжении. Среди тех, кто отметил увеличение числа конкурентов за три года (49% против 58% в 2015 году), 68% указали, что это происходило за счет появления новых российских компаний, иностранных конкурентов обрели лишь 9% опрошенных. По словам заместителя главы АЦ Татьяны Радченко, большая часть иностранцев ушла с рынка в 2015 году, в первый год введения санкций и девальвации рубля (21% респондентов сообщил о падении числа иностранных конкурентов в марте 2016 года), а новые еще не появились.

40% предпринимателей возлагают ответственность за снижение конкуренции на действия власти, 37% видят причину в изменении нормативно-правовой базы, 34% отметили уход с рынка российских компаний, 8% — иностранных. В целом недовольство властью заметно выросло и в микропредприятиях, и в крупных компаниях. Так, 40% опрошенных указали, что инициативы чиновников только мешают их деятельности (33% в 2016 году), что может быть связано с "неоправданными надеждами бизнеса на масштабную господдержку в период экономического спада" и ужесточением налоговой дисциплины, полагает госпожа Радченко. Кроме того, недовольство бизнеса мог вызвать ряд спорных законодательных инициатив 2016 года, включая "пакет Яровой" и рост неналоговых платежей, отмечают в АЦ.

С 45% до 52% выросла доля тех, кто испытывает антиконкурентное давление отраслевых монополистов. Главными же барьерами для бизнеса остаются недостаточный доступ к финансам и высокие налоги (эти факторы отметили по 53% респондентов), 41% сетует на нестабильность госрегулирования. Кризисные явления мотивируют бизнес оптимизировать издержки, отмечает госпожа Радченко, экономия остается самым популярным методом повышения конкурентоспособности продукции, следом идет обучение сотрудников. Такая иерархия отражает и представление бизнеса о главных факторах конкурентоспособности: 41% озабочен ценой и лишь 19% — качеством продукции. При этом влияние цен на итоги конкурентной борьбы стабильно — 58% респондентов опасаются, что 15-процентный рост цены на их продукцию будет означать потерю более 15% клиентов, а 21% ждет полной потери клиентской базы при таком сценарии, что сопоставимо с данными 2016 года.