Предложены новые основы системы государственного и муниципального контроля (надзора)
На официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения размещен проект акта: Федеральный закон «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации». В данный момент проект находится на стадии публичного обсуждения.
Дата начала публичного обсуждения
1 ноября 2016 г.
Дата окончания публичного обсуждения
15 ноября 2016 г.
Предлагаем ознакомиться с проектом и направить предложения и замечания в срок до 14 ноября по электронному адресу nsopb@nsopb.ru.
О проекте
В законопроекте определяются понятие государственного и муниципального контроля (надзора), устанавливается иерархия нормативных правовых актов, регулирующих проведение государственного и муниципального контроля (надзора), предусмотрена обязательность принятия по каждому виду государственного и муниципального контроля (надзора) положений об их осуществлении.
Также для каждого вида государственного и муниципального контроля (надзора) утверждается административный регламент.
Законопроектом разграничиваются полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области государственного и муниципального контроля (надзора).
Законопроектом определяются органы государственного и муниципального контроля (надзора). Предусматривается возможность осуществления государственного контроля (надзора) Банком России, публично-правовыми компаниями и государственными корпорациями, государственными внебюджетными фондами, а также государственными учреждениями в отдельных сферах деятельности.
В отдельной статье законопроекта раскрываются принципы организации
и осуществления государственного и муниципального контроля (надзора).
Законопроект вводит общие подходы к оценке результативности и эффективности государственного и муниципального контроля (надзора).
Законопроектом предусмотрен уведомительный порядок осуществления отдельных видов деятельности, для осуществления которых достаточно уведомить о начале такой деятельности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Устанавливаются требования к информационным ресурсам в сфере государственного и муниципального контроля (надзора).
Новацией законопроекта является введение системы управления рисками при осуществлении государственного и муниципального контроля и надзора.
Предлагается создание национальной и ведомственных систем управления рисками, внедрение их в деятельность органов государственного и муниципального контроля (надзора).
Практическим результатом введения систем управления рисками станет уход от предусмотренной Федеральным законом № 294-ФЗ «плоской», недифференцированной шкалы проверок всех субъектов раз в 3 года вне зависимости от их индивидуальных характеристик.
Основным инструментом снижения избыточного давления на добросовестный бизнес будет переориентация государственного и муниципального контроля (надзора) на объекты повышенного риска, граждан и организации, систематически допускающих грубые нарушения законодательства.
Особенностью нового регулирования является установление в законопроекте возможности освобождения от проведения плановых мероприятий объектов государственного и муниципального контроля и надзора, которым присвоена низкая категория риска.
Для видов контроля и надзора количество категорий риска и частота проверок для каждой категории риска будут устанавливаться индивидуально.
Законопроектом определяется порядок проведения экспертизы, статус экспертных организаций и экспертов.
Отдельное правовое регулирование направлено на определение должностных лиц органов государственного и муниципального контроля (надзора). В законопроекте раскрываются обязанности должностных лиц органов государственного и муниципального контроля (надзора), порядок их доступа к производственным объектам для проведения мероприятий государственного и муниципального контроля (надзора), ограничения, которые должны соблюдаться при проведении мероприятий государственного и муниципального контроля (надзора).
Отдельная глава законопроекта посвящена проверке как наиболее значимой и затратной форме государственного и муниципального контроля (надзора).
Плановые проверки проводятся, если иное не установлено федеральными законами, на основе ежегодного плана проведения проверок, который подлежит согласованию с органами прокуратуры.
Установлены основания проведения внеплановых проверок, случаи их согласования с органами прокуратуры.
С учетом практики применения Федерального закона № 294-ФЗ частично изменился подход к регулированию сроков проведения проверок.
Специальная глава законопроекта посвящена обеспечению прав граждан и организаций при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора).
Установлены права граждан и организаций, их представителей при проведении мероприятий государственного и муниципального контроля.
Урегулирован порядок возмещения вреда, причиненного при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора).
Законопроектом предусмотрены меры, направленные на реализацию гражданами и организациями права на обжалование действий должностных лиц органов государственного и муниципального контроля (надзора) при проведении мероприятий государственного и муниципального контроля (надзора), а также их результатов.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.