Главная / Новости / Минэкономики представило новый план привлечения денег для экономии

Минэкономики представило новый план привлечения денег для экономии

Но нужно продолжить работу по сквозной систематизации норм и правил, которые регулируют экономическую деятельность. Убеждён, что таким образом мы сможем повысить качество правового регулирования, особенно в тех отраслях, где содержится много технических норм. Эту работу мы ведём, в том числе, в рамках реформы контрольной и надзорной деятельности. Главное, такого рода систематизация позволит уйти от тотального, от изматывающего контроля. А это значит, будет легче и малому бизнесу, и крупным предпринимателям, экономике в целом и отдельным секторам промышленности и сельского хозяйства», — сказал Премьер-министр.

Глава российского Правительства также подчеркнул, что в Правительстве понимают, что российская экономика и бизнес ждут не только понятных правил поведения, но и эффективных механизмов защиты своих интересов. Поэтому нормативные акты необходимо делать понятными и для тех, кто достаточно далёк от юриспруденции.

Приоритетная программа по реформированию контрольной и надзорной деятельности реализуется в рамках Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Старшим должностным лицом, ответственным за исполнение приоритетной программы, является министр РФМинэкономики разработало проект комплексного плана повышения энергоэффективности. Среди ключевых мер документа — снятие ряда барьеров и упрощение процедур заключения энергосервисных контрактов, а также создание новых банковских продуктов для привлечения средств в сектор. Основная задача плана — оптимизация программ энергоэффективности в отсутствие федерального финансирования.

О комплексном плане повышения энергоэффективности в конце прошлой недели на конференции "Финансирование проектов по энергосбережению и ВИЭ в РФ и СНГ" объявил замглавы профильного департамента Минэкономики Дмитрий Вахруков, а черновик документа был опубликован на информационном ресурсе energoatlas.ru. По словам господина Вахрукова, документ призван ликвидировать дисбаланс интересов государства и участников рынка. План, разработанный по поручению президента по итогам заседания Госсовета по экологии (см. "Онлайн" от 30 января), содержит 34 пункта, включая разработку ряда федеральных законов, постановлений правительства и указов президента, нацеленных на повышение эффективности использования энергоресурсов и координацию программ на федеральном и региональном уровне. Минэкономики, Минэнерго, Минстрою и другим ведомствам в ближайшие месяцы предстоит доработать документ и внести его в Белый дом.

В частности, план предполагает упрощение работы и устранение административных барьеров для энергосервисных компаний. До сих пор развитие энергосервиса в РФ шло медленнее запланированного — и тормозило программы энергоэффективности в бюджетном и коммунальном секторах. Теперь же Минэкономики предлагает создать электронный инструмент для заключения безрисковых типовых энергосервисных контрактов, "выверенных" юридически и финансово. Также в ведомстве говорят о необходимости разработки новых банковских продуктов, ориентированных на проекты повышения энергоэффективности, и других инструментов "зеленого" финансирования. "Минэкономики готово взять на себя координирующую функцию для "перезагрузки" темы. План демонстрирует целостный подход, позволяющий через повышение энергоэффективности влиять на экономику, социальную сферу и качество жизни",— говорит член профильной рабочей группы экспертного совета при правительстве Мария Степанова.

Федеральный закон о повышении энергоэффективности принят еще в 2009 году — он предписывал снижение энергоемкости российского ВВП на 40% к 2020 году. Пока энергоемкость снизилась лишь на 11%, и в последние годы ряд федеральных чиновников не раз признавали, что цель достигнута не будет. В целом тема потеряла популярность — профильный департамент в Минэнерго то закрывали, то вновь открывали, вопрос в целом "повис" между ведомствами, а основные пробелы в исполнении программ фиксировались в бюджетном секторе и секторе ЖКХ. Одной из последних инициатив предыдущего этапа стало одобрение в сентябре 2016 года "дорожной карты" по повышению энергоэффективности зданий до 2025 года.

Впрочем, несмотря на заявленную комплексность нового плана, эксперты уже критикуют его за отсутствие ряда важных мер и реформ. Масштабность задачи "требует не только совершенствования полномочий, а скорее формирования принципиально новой структуры управления энергоэффективностью на федеральном уровне. В документе было бы целесообразно предусмотреть разработку целевых показателей и систему их мониторинга, прописать меры для промышленности и транспорта",— считает запредседателя комитета по экологии "Деловой России" Олег Плужников.

Нет в новом плане и подходов к решению ключевой проблемы сектора — отмены с 2013 года субсидирования региональных программ энергосбережения на 6 млрд руб. в год. По данным Центра по эффективному использованию энергии, расходы федерального бюджета в рамках программы "Энергоэффективность и развитие энергетики" в 2013-2016 годах в результате бюджетных сокращений снизились в 50 раз — с 7,1 млрд до 140 млн руб. Однако "в представленном варианте плана господдержка сектора вообще не предусмотрена — но нельзя получить продукт, не тратя на его изготовление никаких ресурсов",— уверен Олег Плужников. Впрочем, по словам Марии Степановой, новая стратегия развития сектора предусматривает как раз не административные, а мотивационные механизмы. "Ставится задача создать условия, когда энергосбережение выгодно и потребителям, и профильному бизнесу, и инвесторам — а значит, не потребует "болезненных" вложений из бюджета или кармана граждан",— говорит она. по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Ревизия и систематизация требований, которые надзорные органы проверяют на предприятиях, предусмотрена одним из проектов в рамках этой программы. Утверждая её в конце декабря прошлого года, Председатель Правительства Дмитрий Медведев поручил проектному комитету реформы обратить особое внимание на определение конкретных сроков и этапов комплексной актуализации обязательных требований на основе возможной кодификации законодательства. Все требования планируется разделить на кодексы с учётом отраслевой специфики.

По большинству государственных надзоров, а у нас их более 180 видов, кодификация не проведена. Это означает, что предприниматель для того, чтобы понять, каким требованиям он должен соответствовать, обращается к огромному количеству различных документов, которые существуют на разных уровнях. В результате одну и ту же отрасль, например, торговлю или строительство, регламентируют документы, не сведённые в единое, понятное для поднадзорного субъекта, бизнесмена и гражданина, полотно и систему. Предстоит долгая системная работа, невозможно кодифицировать законодательство даже по одному виду надзора за короткий период времени. Речь идёт о двух-трёх годах кропотливой работы, которая в дальнейшем приведёт к ощутимым результатам как для бизнеса, так и для самих надзорных органов, в разы повысив эффективность государственного контроля», — считает Михаил Абызов.

Подобный опыт уже есть у некоторых российских надзорных ведомств (например, Налоговый кодекс у Федеральной налоговой службы), а также в ряде зарубежных стран.

Президиум Совета по стратегическому развитию ранее поручил Минюсту до 30 июня представить в проектный комитет предложения по порядку и методологии кодификации нормативных правовых актов, порядку создания органов по кодификации и по финансированию этой работы. Сферы правового регулирования, в которых можно апробировать кодификацию в пилотном режиме, должны быть определены до 15 июля. Кроме того, до 1 июля федеральные надзорные органы должны представить в Минюст результаты сравнения действующих в России требований и надзорных функций с лучшими международными практиками.