Главная / Актуально / Пожарный надзор и надзор в области связи будут осуществлять по чек-листам

Пожарный надзор и надзор в области связи будут осуществлять по чек-листам

Пожарные инспекторы с 1 октября этого года начнут проверять по чек-листам многоквартирные жилые дома, здания организаций торговли и общепита, а с 1 июля 2018 года — всех юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Это предусмотрено постановлением о внесении изменений в положение о федеральном государственном пожарном надзоре, которое подписал председатель правительства Дмитрий Медведев. А надзор в области связи, согласно другому постановлению правительства, полностью перейдёт на такую схему через 3 месяца. Чек-листы, или проверочные листы — это списки контрольных вопросов, которые позволят выяснить, соблюдаются ли на предприятии ключевые требования законодательства.

Внедрение чек-листов предусмотрено приоритетной программой по реформированию контрольно-надзорной деятельности, которая реализуется в рамках президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Её куратором в правительстве назначен министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Все 12 ведомств, участвующих в приоритетной программе, должны подготовить проверочные листы в течение года, чтобы с 1 июля 2018 года начать использовать их при осуществлении проверок.

Согласно изменениям, предмет плановой проверки будет ограничиваться перечнем вопросов, включённых в чек-лист. Проверять какие-либо другие требования инспектор не сможет. В проверочные листы должны входить только те вопросы, которые позволяют проверить исполнение наиболее значимых требований с точки зрения угрозы причинения вреда. Требование следует включать в чек-лист, если в случае его нарушения могут пострадать люди, животные и растения, окружающая среда, объекты культурного наследия или если создаётся угроза безопасности государства.

Внедрение чек-листов в работе надзорных органов позволит предпринимателям понять, что может проверить контролирующий орган, а что не может. Сейчас бизнесмены путаются в огромном количестве требований и нормативных актов, многие из которых уже устарели. Требования не систематизированы, не понятны ни предпринимателям, ни сотрудникам контрольно-надзорных органов. Они по-разному могут интерпретироваться, применяться к одним субъектам и не применяться к другим. Предприниматель считает, что они к нему не относятся, а инспектор считает, что относятся. В результате бизнес буквально ходит по минному полю. Использование проверочных листов поможет нам, с одной стороны, повысить защищённость наших граждан и государства в целом, а с другой — снизить административные и финансовые издержки предпринимателей и оптимизировать ресурсы надзорных органов. Ведь из тысяч существующих требований предстоит отсечь те, которые ведут к наибольшим затратам для бизнеса и абсолютно бесполезны с точки зрения обеспечения безопасности жизни и граждан», — говорит министр РФ Михаил Абызов.

Ранее постановления правительства, обязывающие использовать проверочные листы, были приняты в части транспортного надзора и надзора за транспортной безопасностью, санитарно-эпидемиологического надзора, а также 10 видов надзора в сфере природопользования.

Чтобы сроки начала использования проверочных листов не были сорваны, Михаил Абызов ранее рекомендовал остальным надзорным ведомствам уже сейчас начать формирование чек-листов параллельно с рассмотрением соответствующих постановлений в правительстве, не дожидаясь их принятия.

Главная задача государственного контроля и надзора — снижение вреда для жизни и здоровья граждан, а также экономического ущерба от нарушений. В этом направлении совместно с МЧС мы работаем уже второй год, реализуя "дорожную карту" по совершенствованию госконтроля. Опыт, накопленный МЧС, должен стать стимулом для изменений в других сферах государственного контроля. Контроль, ориентированный на профилактику и сконцентрированный на объектах с наибольшими рисками, становится элементом ежедневного менеджмента в министерстве», — говорит Михаил Абызов.

В феврале этого года правительство утвердило требования к опросникам для проверок бизнеса. Согласно постановлению, формы проверочных листов должны утверждать контрольно-надзорные органы федерального, регионального и муниципального уровня, а информация о разработке проектов соответствующих актов и итогах их общественного обсуждения должна размещаться на портале regulation.gov.ru. В форме необходимо указывать вид контроля или надзора, а также вид деятельности проверяемого субъекта или объекта, их категории риска и классы опасности. Кроме того, чек-лист должен содержать наименование органа госконтроля, а также реквизиты документов, в которых содержатся проверяемые требования. В чек-листе должен быть указан учётный номер проверки, по которому можно будет найти информацию в едином реестре проверок.

Проверочный лист может иметь и электронную форму, в этом случае он должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью. Утверждённые формы чек-листов затем размещаются в открытом доступе на официальных сайтах контрольно-надзорных органов, так что предприниматели смогут самостоятельно, до прихода инспектора, проверить, насколько соблюдаются обязательные требования на их объекте, и своевременно устранить нарушения.

Внедрение чек-листов — часть проекта по систематизации требований, соблюдение которых инспекторы проверяют у предпринимателей. В общей сложности в российском законодательстве сегодня насчитывается около 2 млн обязательных требований, их ревизия, по оценкам Михаила Абызова, займёт до 5 лет. Ревизия требований станет отправной точкой для решения других задач реформы. Общественно-деловой совет, созданный при проектном комитете реформы, ведёт сбор предложений от бизнес-сообщества по систематизации, сокращению и актуализации обязательных требований в соответствии с разработанными критериями избыточности, устаревания и дублирования.